30.01.2025 13:20
Аналитика.
Просмотров всего: 2949; сегодня: 6.

К 125-летию Исаака Дунаевского

К 125-летию Исаака Дунаевского

Исаак Осипович Дунаевский родился 18 (30) января 1900 г. на Полтавщине в семье банковского служащего. В семье было пять сыновей и одна дочь. Удивительно, но все мальчики стали музыкантами (в основном хоровыми дирижерами), а единственная их сестра – физиком-педагогом. Приоритетным инструментом в еврейских семьях всегда считалась скрипка, которую музыкально одаренный мальчик довольно рано и быстро освоил. 

В 1910 г. семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак поступил в музыкальное училище. Спустя два года в городе открылась гимназия, и параллельно с серьезными занятиями музыкой юноша стал посещать уроки в гимназии, которую закончил с золотой медалью. Музыкальное училище Харькова в 1917 г. переименовали в консерваторию. Так Исаак стал студентом консерватории. В это время к занятиям скрипкой добавилось изучение композиции. Консерваторию Исаак закончил через два года в возрасте 19 лет. 

В 1919 г. молодой музыкант начал свою профессиональную деятельность в Харьковском русском драматическом театре. Сначала он был скрипачом оркестра, затем дирижером, а вскоре уже заведовал музыкальной частью театра. Работа в театре, безусловно, повлияла на творческие приоритеты Дунаевского. Он начал писать музыку к спектаклям. Впоследствии драматические спектакли в репертуаре композитора сменились опереттами, киномузыкой. 

Не заметить яркого композитора было невозможно. Его карьера развивалась столь стремительно, что в 1924 г. Дунаевский получил предложение переехать в Москву. Здесь он попробовал себя в качестве заведующего музыкальной частью театра «Эрмитаж», а затем Театра сатиры. 

Первый большой успех пришел к Дунаевскому в 1927 г., когда состоялась премьера оперетты «Женихи» в Московском театре оперетты. Тут же ее поставили и в Ленинградском театре музыкальной комедии, и в 1929 г. композитор перебрался в Ленинград, где стал музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла. В этот период судьба свела Дунаевского с Леонидом Утесовым и его джазовым ансамблем. Специально для джаз-ансамбля композитор создал рапсодии на темы русских, украинских, еврейских песен, а также «Советскую рапсодию» на темы своих собственных произведений. Все эти сочинения исполнялись под общим названием «Джаз на повороте» и пользовались большой любовью слушателей.

Популярность музыки Дунаевского сделала его востребованным автором среди создателей кино 1930-х годов. Причем талантливый композитор каждый раз умудрялся встать на один уровень с режиссерами фильмов, делая музыкальную ткань одним из главных выразительных средств, превращая, по сути, художественные картины в картины музыкальные. Так было с одним из первых кинофильмов «Веселые ребята» (реж. Г.В. Александров, 1934 г.), который на афишах был представлен как музыкальная комедия. Следом вышли столь же музыкально успешные фильмы «Цирк» и «Волга-Волга» (реж. Г.В. Александров, 1936 г. и 1938 г.), отмеченные Сталинской премией, «Богатая невеста» (реж. И.А. Пырьев, 1938 г.). Важную драматургическую роль играла музыка и в фильме «Дети капитана Гранта» (реж. В.П. Вайншток, 1936 г.), симфоническая увертюра к которому до сих пор исполняется в академических концертных залах. За короткий период до 1940 г. композитор «озвучил» 16 кинофильмов. 

Неоспоримые успехи Дунаевского на музыкальном поприще привели к тому, что в 1936 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1937 г. возглавил Союз композиторов Ленинграда. Столь солидный административный пост повлиял на избрание совсем еще молодого человека депутатом Верховного Совета СССР I созыва (1938 г.) 

Война наложила свой отпечаток на тематику музыкальных произведений композитора. В это время появляются его песни «За Родину, вперед!» на слова В.И. Лебедева-Кумача (1941 г.), «Слава Армии народной» на слова С.А. Васильева (1944 г.), «Ехал я из Берлина» на слова Л.И. Ошанина (1945 г.), «Сторонка родная» на слова С.В. Михалкова (1945 г.), кантата «Ленинград, мы с тобой» на слова С.И. Липкина (1945 г.) и др. Всю войну музыкант провел в артистических фронтовых бригадах, выступая перед бойцами. В 1945 г. Дунаевский был награжден орденом Красной Звезды. 

После войны композитор жил в Москве, ему было отпущено всего десять лет жизни. Эти годы он отметил опереттой «Вольный ветер» (1947 г.), музыкой к кинофильмам «Весна» (реж. Г.В. Александров, 1947 г.) и «Кубанские казаки» (реж. И.А. Пырьев, 1949 г.), песнями на слова М.Л. Матусовского «Школьный вальс» (1950 г.), «Летите, голуби» (1951 г.) и многими другими. В 1950 г. Дунаевский получил звание народного артиста РСФСР, а его музыка к кинофильму «Кубанские казаки» была отмечена второй Сталинской премией (1951 г.). 

Последним произведением И.О. Дунаевского стала оперетта «Белая акация», которую автор закончить не успел. По имеющимся эскизам ее завершили Е.В. Молчанов и Г.А. Столяров. 

Автор: Г.М. Малинина, кандидат искусствоведения, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Изображение (фото): РГАЛИ


Участники событий и другие указанные лица:


И.О. Дунаевский. 1942 г. РГАЛИ
И.О. Дунаевский. 1942 г. РГАЛИ

И.О. Дунаевский с Д.Д. Шостаковичем (слева) и Л.О. Утесовым (справа). С автографом Л.О. Утесова и цитатой из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг». 1930-е г. РГАЛИ
И.О. Дунаевский с Д.Д. Шостаковичем (слева) и Л.О. Утесовым (справа). С автографом Л.О. Утесова и цитатой из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг». 1930-е г. РГАЛИ

Письмо И.О. Дунаевского Ф.Я. Дерковской. 15 января 1927 г. РГАЛИ
Письмо И.О. Дунаевского Ф.Я. Дерковской. 15 января 1927 г. РГАЛИ

Песня И.О. Дунаевского «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк». 1935 г. РГАЛИ
Песня И.О. Дунаевского «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк». 1935 г. РГАЛИ

Письмо И.О. Дунаевского С.А. Самосуду. С нотным наброском И.О. Дунаевского к неосуществленной опере «Рашель» и резолюцией М. Горького. Сер. 1930-х г. РГАЛИ
Письмо И.О. Дунаевского С.А. Самосуду. С нотным наброском И.О. Дунаевского к неосуществленной опере «Рашель» и резолюцией М. Горького. Сер. 1930-х г. РГАЛИ

Заметка о проведении Всесоюзного конкурса дирижеров в газете «Советское искусство». 6 октября 1938 г. Вырезка из газеты. РГАЛИ
Заметка о проведении Всесоюзного конкурса дирижеров в газете «Советское искусство». 6 октября 1938 г. Вырезка из газеты. РГАЛИ

Письмо М.А. Булгакова И.О. Дунаевскому о завершении работы над либретто оперы «Рашель». 1 декабря 1938 г. РГАЛИ
Письмо М.А. Булгакова И.О. Дунаевскому о завершении работы над либретто оперы «Рашель». 1 декабря 1938 г. РГАЛИ

Письмо Г.В. Александрова И.О. Дунаевскому. 1 июня 1946 г. РГАЛИ
Письмо Г.В. Александрова И.О. Дунаевскому. 1 июня 1946 г. РГАЛИ

Воспоминания И.О. Дунаевского о В.И. Лебедеве-Кумаче. 19 ноября 1954 г. РГАЛИ
Воспоминания И.О. Дунаевского о В.И. Лебедеве-Кумаче. 19 ноября 1954 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10920 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_10261
Поделиться:

Интересно:

Какие функции выполнял князь в древнерусском государстве
28.04.2025 12:14 Аналитика
Какие функции выполнял князь в древнерусском государстве
Слово «князь» (от общеславянского kъnęzь) в древнейшие времена обозначало главу рода, предводителя племени; в древнерусском государстве князем стали именовать правителя области, удела, земли. Функции или деятельность князей зависели от особенностей исторического периода и от местности, где они правили. Самые широкие полномочия имели великие князья: титул «великий князь» в IX-XII веках относился к киевскому князю, а с XII века также и к владимирскому князю. Власть великих князей не была абсолютной, она ограничивалась советом (думой) и народным собранием (вече). Местные или удельные князья имели более ограниченную власть: в Галиче она зависела от старших дружинников-бояр; в Новгороде и Пскове по решению вече князя могли изгнать. Обязанности древнерусского князя (IX-XII века) Основные обязанности князя изложены в «Поучении», составленном для своих потомков князем Владимиром...
Возвращаем имена Победы
28.04.2025 09:03 Мероприятия
Возвращаем имена Победы
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм.К конференции «Возвращённые имена Победы» на Медиаплатформе «Сеть истории» открыт специальный проект «Герои Центральной Азии в Великой...
Мифология Древней Руси
27.04.2025 10:16 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений, проблемы жизни и смерти. Особенности древнерусской мифологии Древнерусская мифология зародилась на основе восточнославянских языческих мифов, с их богами, героями и представлениями о мире – в этом главная особенность мифологии Древней Руси. Другая особенность связана с принятием христианства: на смену славянскому языческому многобожию пришло верование, основанное на единобожии, и славянская мифология не получила дальнейшего развития, не была сформирована в стройную систему. Этим объясняется тот факт, что в мифологии Древней Руси её предшествующее начало присутствует фрагментарно – славянские мифы...
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
26.04.2025 09:04 Аналитика
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
Предыстория сражения заключается в войне второй коалиции, которая представляла собой союз Британской империи, Российской империи, Австрийской монархии, Неаполитанское королевство и ряда других государств против Французской республики и ряда ее союзников. Главная же причина конфликта лежала в вопросах экономики и континентального превосходства. Значительное промышленное усиление Франции было заторможено экономической блокадой Великобритании. Однако величие Франции строилось не только на производстве и продаже товаров, но и на ведении боевых действий в Европе, чему можно было помешать только силами нескольких крупнейших стран континента. Ряд боевых действий со стороны французов привел к захвату Голландии, Папской области, Швейцарии и Сардинии. Если для Великобритании усиление Франции значило лишь финансовые потери, то у Австрии дела обстояли намного хуже – речь шла о войне с одной из...
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
25.04.2025 17:21 Мероприятия
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
Праздничные мероприятия пройдут с 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах. К празднованию 80-летия Великой Победы в Москве подготовлена масштабная программа. О том, как в столице отметят этот юбилей, рассказал Сергей Собянин в своем блоге. «80 лет назад завершилась Великая Отечественная война, священная война за свободу, добро и правду. 9 мая — величайшая дата для всех поколений россиян. В этом году мы отметим ее фестивалем “Московская весна Победы”. С 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах будем праздновать Победу, вспоминать и рассказывать детям и внукам о подвигах наших героев...