29.03.2023 12:01
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 10119; сегодня: 3.

Долг историка — хранить память о прошлом

Долг историка — хранить память о прошлом

28 марта отмечается Всемирный день историка. В преддверии даты корреспондент республиканской газеты "Советская Адыгея" Марта Еленская встретилась с кандидатом исторических наук, заслуженным артистом Адыгеи, начальником пресс-службы республиканского УФСИН подполковником внутренней службы Виктором Марковым. Именно любовь к истории стала отправной точкой для развития его не только как исследователя, но и как поэта и артиста. 

— Виктор Николаевич, каким было ваше первое знакомство с историей?

— Мой отец — офицер Советской армии, а мама — учитель. Я с детства рос в окружении книг, в том числе и исторических романов. Папа как-то на день рождения подарил мне произведение Анатолия Митяева «Книга будущих офицеров» — битвы, сражения, полководцы сформировали интерес к истории.

— Интерес во многом формирует школа. Помогли ли вам учителя, педагоги расставить правильные акценты в учебе?

— Я благодарен судьбе за то, что в школьные годы посчастливилось встретиться с уникальным человеком Евгением Кринко — сегодня он доктор исторических наук, видный ученый, один из руководителей Южного научного центра Российской академии наук. А тогда он был молодым аспирантом университета, пришедшим работать в школу. Он сумел привить пятиклассникам любовь к своему предмету, искал новые формы преподавания. Наверное, таким и должен быть историк-педагог. Во многом именно Евгений Федорович стал для меня примером, и я выбрал для продолжения образования после школы исторический факультет Адыгейского госуниверситета.

Долг историка — подробными исследованиями хранить память о прошлом, так как именно от сохранения этих знаний нашей общей истории (и большой и малой) зависит сохранение общей памяти — на генетическом уровне.

— Исторический факультет АГУ — один из лучших среди вузов юга России. Чем запомнилась вам учеба? Не разочаровались ли вы в своем выборе?

— Разумеется, нет! Во время моей учебы на факультете работали серьезные преподаватели: Буб Моссович Джимов, Алик Шумафович Бузаров, Ким Кансаович Хутыз. Их знания в области мировой и региональной истории, истории адыгов до сих пор помогают нам, их студентам. Писал диплом под руководством Людмилы Рашидовны Хут и понимаю, что именно она заложила основы работы с документами, с текстом, требовательного отношения к слову для меня.

— Вы решили продолжить учебу и поступили в аспирантуру. Что повлияло на ваш выбор?

— Любовь к истории! Во время работы над дипломной я так увлекся, что понял — вот оно, подлинное удовлетворение от работы. Аспирантом я попал к уникальному историку, основателю школы кавказоведения, ученому Эмилии Аюбовне Шеуджен. Она настоящий авторитет, историограф, методолог. Под ее руководством научился работать с архивными документами.

Сегодня продолжаю поддерживать связь с вузом, регулярно провожу занятия со студентами исторического факультета Адыгейского госуниверситета по истории уголовно-исполнительной системы России и Адыгеи, приглашаю их заниматься архивной и исследовательской работой.

— Вы затронули тему архивов. Расскажите подробнее об особенностях работы с такими документами и сведениями.

— В архивах Адыгеи и других регионов хранится информация, которая ждет своих исследователей. Архив — это целая вселенная, изучая которую ты будешь узнавать все новое и новое.

— Вы почти 20 лет служите в уголовно-исполнительной системе. А нужны ли современным правоохранительным органам свои историки?

— На всероссийском уровне история силовых ведомств изучена достаточно хорошо, а вот на региональном есть над чем работать. Студенты и маститые историки могут изучать по архивным документам историю не только ведомства, но и отдельных личностей — полицмейстеров, пожарных, начальников тюрем, командиров воинских частей.

— Удается ли узнавать что-то новое в этой области?

— Десять лет назад я издал книгу «История в истории: Тюремное ведомство Кубанской области». В ней собраны материалы о пенитенциарной системе региона. Это статистические документы, персоналии, жизнь простых сотрудников, начальников тюрем, их судьбы в сложнейший период истории России — Первую мировую и Гражданскую войны, революции. Впервые в научный оборот были введены многие архивные документы. Научным редактором выступила Эмилия Шеуджен.

Что важно, история «малая» апеллирует к событиям регионального значения, что делает ее более прикладной. Например, самым знаменитым арестантом Майкопа был сам Максим Горький, начальнику Майкопской тюрьмы Березовскому с 1914 по 1918 год четырежды предоставлялась отсрочка от призыва на фронт, а полицейский Строкун получил ранение при задержании опасного преступника Лыса. Таких историй сотни, и о них стоит рассказать читателям.

Изучая архивные документы прошлого, довоенной и дореволюционной эпохи, зачастую невозможно разделить историю правоохранительных ведомств. Ряд моих исследований и статей посвящен истории полиции Майкопа, а историю одного из полицейских приставов — Семена Строкуна мы изучили вместе с его правнуком на основе архивных материалов. Результат работы с памятными книгами Кубанской области с 80-х годов XIX века — это персоналии судебных приставов Майкопского отдела: должности, классные чины, фамилии.

Сейчас готовится второе издание книги — расширенное, с новыми историческими статьями, посвященное не только уголовно-исполнительной системе, но и полиции Майкопа, милиции Временного правительства и первых лет советской власти, а также довоенному периоду истории нашей страны и оккупации Адыгеи в годы Великой Отечественной войны.

— В Камерном музыкальном театре имени Адама Ханаху, где вы играете, более пяти лет идет спектакль «Я живу на улице Героя», основанный на биографиях бойцов из Адыгеи. Вы являетесь автором пьесы, которая легла в основу постановки. Как родилась идея произведения?

— В истории Адыгеи есть имена людей, чьи судьбы достойны быть примером для молодого поколения. Недавно в Национальном музее на экспозиции «Адыгея в годы Великой Отечественной войны» был показан этот спектакль. Я горжусь, что он был показан перед фотографиями наших героев — бойцов и командиров Великой Отечественной войны. Президент нашей страны Владимир Путин сказал: «Народ без памяти не имеет будущего. Не зная прошлого, будущего никогда не будет», поэтому мы обязаны хранить знания о прошлом для будущих поколений: в книгах, кинофильмах, а в нашем случае — в пьесе.

Литература, живопись, музыка, театр рассказывают обществу о значимых событиях в истории. В своих стихах мне хотелось рассказать о том, какие замечательные люди жили много лет назад, какие цели перед собой ставили. Пусть наши дети знают, какой ценой их деды и прадеды смогли защитить страну! Пусть они со сцены услышат о тех, чьими именами названы улицы, чьи памятники и мемориальные доски установлены в населенных пунктах Адыгеи. Многое хотелось вместить в пьесу, но как уложиться в отведенные для постановки полтора часа?

— В феврале этого года отмечалось 80-летие освобождения Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков. Проводили ли вы какие-либо исследования, приуроченные к этой дате?

— По примеру своих учителей Эмилии Шеуджен и Евгения Кринко я обратился к устно-историческим источникам — воспоминаниям своих родственников, которые были свидетелями оккупации.

Итогом стала публикация статьи «Повседневная жизнь оккупированного Майкопа на основе устно-исторических источников личного происхождения» в сборнике научной конференции АРИГИ под редакцией доктора исторических наук Казбека Ачмиза. Цель этого исследования — показать читателям, в том числе и молодежи, что завоеватели в сороковых годах ХХ века несли нам унижение, порабощение и смерть. Сейчас мы с вами видим, что наши воины сражаются с бандитами, вооруженными той же человеконенавистнической идеологией.

— История изучает прошлое, а чем она может помочь сегодня, сейчас? В чем долг историка?

— Долг историка — подробными исследованиями хранить память о прошлом, так как именно от сохранения этих знаний нашей общей истории (и большой и малой) зависит сохранение общей памяти — на генетическом уровне.

Историк обязан тщательно фиксировать все происходящее, проводить параллели с событиями прошлого. О многовековой истории нашей великой Родины — России, нашей малой Родины — Адыгеи необходимо говорить, рассказывать молодежи о событиях прошлого народа, трудовых и боевых подвигах. Рефреном для нас, историков и патриотов, являются слова великого ученого Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Мне и моим однокурсникам доктор исторических наук, заслуженный деятель науки России Эмилия Шеуджен не раз говорила: «История — живая наука». И потому мы сегодня должны осознавать, что все происходящее спустя некоторое время станет достоянием истории, а долг историка — приложить все усилия, чтобы она была правдивой.

Фото: Марта Еленская.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: sovetskaya-adygeya.ru/2023/03/29/viktor-markov-dolg-istorika-hranit-pamyat-o-proshlom/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...