19.12.2022 09:25
Персоны.
Просмотров всего: 15345; сегодня: 1.

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

17 декабря 2022 года общественность Бурятии отметила 90 лет со дня рождения заслуженной артистки России Сыремжэ Уладаевны Уладаевой.

Ровесниками Государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, который в этом году отметил свое 90-летие, были народный артист России Георгий Борисович Бутуханов и заслуженная артистка России Сыремжэ Уладаевна Уладаева, оставившие яркий след в развитии бурятского театрального искусства.

Легендарная актриса была награждена медалью «За трудовое отличие» (20.01.1960 г.), и удостоилась почётных званий «Народная артистка БурАССР» (1975 г.), «Заслуженная артистка России» (1994 г.).

Уладаева Сыремжэ Уладаевна родилась 17 декабря 1932 года в селе Загустай Кижингинского района в семье крестьянина – бедняка. Отец Дундуханов Уладай Баргаевич, 1888 г. р., уроженец села Корсаково Байкало-Кударинского района, в последние годы жизни работал сторожем в Чесанской семилетней школе.

Мать Галзутова Сэнду Гаптиевна, 1904 г. р., уроженка села Корсаково. Родители актрисы до Великой Октябрьской революции занимались скотоводством и земледелием, после революции вступили в колхоз. В Чесанскую школу в Кижинге Сыремжэ Уладаева пошла в 1941 году, закончила - в 1949 году. После школы с 1949 по 1952 годы работала в Загустайском медпункте Кижингинского района Бурятии.

В начале пятидесятых годов после реорганизации Передвижной бурятский театр остро нуждался в молодых артистах. Главный режиссер Цырен Шагжин ездил по республике, просматривая спектакли и концерты колхозной художественной самодеятельности.

Во время районного смотра художественной самодеятельности в 1952 году в Кижингинском районе он нашел восемнадцатилетнюю певунью со звонким и красивым сопрано. И как активную от природы и одаренную талантом участницу пригласил в театр. Вместе с ней в труппу был принят ее земляк Виктор Галсанович Самандуев. 18 сентября 1952 года Сыремжэ Уладаева была принята на работу артисткой бурятского театра драмы, которому посвятила 47 лет жизни.

Так, не имея специального образования, но щедро наделенная от природы яркой самобытностью, актриса встала на путь профессионального искусства. Позже ей удалось закончить театральную студию режиссера Ф.С. Сахирова.

Знание языка, обычаев, традиций, фольклора своего народа позволили артистке с первых же дней работы занять ведущее место в труппе. Самой первой ее ролью на профессиональной сцене была Смеральдина в спектакле «Слуга двух господ» Карло Гольдони (1953 г.).

Особенно близки были ей создание образов простых девушек из народа, отстаивающих свое право на счастье. Среди первых ролей особо выделялись по мастерству исполнения и по психологической глубине роли Сэсэгмы по пьесе Ж. Тумунова в спектакле «Сэсэгма» [1956 г.), Тунгалаг в «Далан худалч» Ч. Ойдоба (1965 г.), Лизанька в «Горе от ума» А. Грибоедова (1957 г.).

Поэтический образ «бурятской Джульетты» Соёлмы создан был в романтической трагедии «Соёлмаа, Баташулуун» Ч. Генинова (1963). Судьба бедной бурятки Соёлмы, насильно выданной замуж за нелюбимого старика-богача – тема извечная в литературе, драматургии всех народов и времен.

Спектакль «Будамшуу», поставленный в 1954 году по пьесе Цырена Шагжина, по праву считается одним из лучших во всей истории бурятского театра. Написанный на основе бурятских сатирических сказок, спектакль был ярко национальным по колориту. Это шло от фольклорных первоисточников, в которых веками кристаллизовались народные представления и понятия о добре и справедливости, честности и счастье, отражались особенности быта и нравов, национальной ментальности.

На основе сказочного сюжета было создано реалистически достоверное произведение, причем сама сказка не утратила фольклорного происхождения.

Одной из самых ярких в сценической жизни актрисы была роль Гэрэл, поэтичный образ, в котором С. Уладаева создала народный идеал женщины, привлекающей своей естественностью и непосредственностью. Юная пастушка Гэрэл даже в самые драматичные моменты остается сдержанной, скупой на внешнее проявление чувств, скромна до застенчивости, почтительна со старшими до робости.

Трудно представить героинь Уладаевой не поющими, ибо пение – их родная стихия. Ее песни и пение – это песня-монолог, песня-пьеса, которой актриса могла порой выразить больше, чем текстом роли. Такая слитность драматической игры с пением идет от природы народной исполнительской традиции, где пение и слово, пение и действие составляли нераздельное целое. Исполнение Уладаевой представляло собой теснейший сплав эпики с лирикой, идущий от традиций «театра одного актера» бурятских улигершинов и сказителей.

Образами героинь Соёлмы, Гэрэл, Сэсэгмы актриса утверждала национальный женский характер в его лучших проявлениях.

Как у талантливой актрисы репертуар ее был широк. Исполнительская манера Сыремжэ Уладаевой была естественной и непринужденной, в ее героях не было ничего надуманного, натянутого. Ее сценическое поведение всегда определялось логикой изображаемых событий, жизненной достоверностью.

Невысокого роста, хрупкая, озорная, особенно хороша была Сыремжэ при исполнении травестийных ролей мальчиков: Сашка в «Барабанщице» А. Салынского, Жиган в «Р.В.С.» А. Гайдара, девчонка Рыгзема в «Ровесниках» Б-М. Пурбуева.

Исполнение комических, народных образов позволило актрисе стать истинно народной. Словами и действиями своих героинь актриса рассказывала о человеке и человечности, учила ценить жизнь и любить ее, отстаивать самое дорогое – свое человеческое достоинство. Быть в любых обстоятельствах человечными. Формы выражения, средства изображения были разными, а содержание – одно.

Среди последних ролей актрисы наиболее значительной явилась роль Авдотьи в трагикомическом спектакле Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Спектакль по пьесе известного башкирского драматурга об одиноких стареющих, но не теряющих оптимизма женщинах из сельского дома для престарелых был тепло встречен зрителями как в городе, так и на выездах в сельских районах республики. И в соседних регионах, Иркутской области и Забайкальском крае.

В 1999 году сыграла последнюю роль жены богача в спектакле по пьесе Б-М. Пурбуева «Толдойн хубуун Болдой»

Как отмечают в Министерстве культуры Бурятии (https://minkultrb.ru/news/news/28573-aktrisa-milostyu-bozhey-/), в историю бурятского искусства Сыремжэ Уладаева вошла не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. Пение составляло неотъемлемую черту ее творчества. Обладая прекрасными голосовыми данными, она одинаково хорошо исполняла европейские, бурятские народные песни, песни монгольских и советских композиторов.

В фондах ВГТРК хранятся записи песен, вошедшие в золотой фонд национальной музыкальной культуры, которые иногда звучат в программе «Баян талын аялга» в исполнении заслуженной артистки России Сэрэмжэ Уладаевой.

Прекрасен был дуэт Соднома Дашеевича Будажапова и Сыремжэ Уладаевой. Люди старшего и среднего поколения помнят и до сих пор любят их песню «Эхэ тухай дуун», недаром народ называл их бурятскими соловьями.

Сэрэма Уладаева - участница второй декады литературы и искусства в Москве в 1959 году. Также актриса принимала участие в гастролях театра в Москве 1969, 1976 годах и в Калмыцкой АССР. В 1965, 1972, 1978 годах Уладаева вместе с театром выезжала на гастроли в Монголию.

Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, подчёркивает, что  память о Сыремжэ Уладаевой, как истинной народной актрисе, к которой так подходит определение «самородок из народа», сохранится в памяти бурятского народа, в памяти российских театралов на долгие годы.

Фото из архива Буряад театра.

Валентина Бабуева, заведующая музейным фондом Бурдрама.



Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева


Ньюсмейкер: Государственный Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева — 7 публикаций
Сайт: burdram.ru/media/news/
Поделиться:

Интересно:

В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...