29.11.2021 15:36
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 7469; сегодня: 1.

Школьный медиа-театр – ракурсы жизни

Школьный медиа-театр – ракурсы жизни

"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились..." Эти слова написал в XVII веке в своем главном труде «Великая дидактика» основоположник современной педагогики Ян Амос Коменский. С тех пор педагогика была признана наукой и в ней появилось множество различных течений, школ, методов и практик. Но каждая эпоха вносит в образовательный процесс свои коррективы.

Наш мир XXI века столкнулся с глобальной компьютеризацией общества, с приходом нового аудиовизуального, образного языка общения, который во многом заменяет текстовую коммуникацию. Это не хорошо и не плохо, просто хотим мы этого или не хотим, образное, кинематографическое мышление сегодня присуще всему молодому поколению. Оно растет со смартфонами в руках, общается со всем миром, делиться своей жизнью не только с друзьями и близкими, но и со всей планетой. И некоторые школы и педагоги идет в авангарде новых методов передачи знаний, новой дидактики.

Эксперимент по созданию школьного "Медиа-театра" как образовательной практики проводится сейчас в одной из общеобразовательных московских школ руководителями Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета.

Уникальность этого проекта состоит в том, что "Медиа-театра" в школе и в вузе может работать в рамках существующих образовательных обязательных гуманитарных программ. При этом коренным образом изменяется форма подачи материала, в отличие от обычных школьных занятий. Форма обучения в образовании – важная вещь. Именно "форма" во многих случаях становится главной мотивацией к приобретению, освоению и использованию знаний. В нашем случае главную ценность приобретают работа участников проекта с аудиовизуальными технологиями, съемки и монтаж видеосюжетов, размещение авторских видеороликов на разных экранах в сценическом пространстве, использование отснятых или смонтированных из материалов Интернета мини-фильмов в театральном действии. Насколько важно в школе изменить форму подачи информации, модернизировать существующий традиционный процесс обучения, должны показать психологические исследования результатов этой экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся.

  На первый взгляд, по содержанию и по задачам, поставленным в проекте школьного "Медиа-театра", его создатели не предлагают ничего нового, если исходить из теории организационно-деятельностных игр, разработанной в середине прошлого века российским психологом, философом, методологом и педагогом Никитой Глебовичем Алексеевым и основоположником системо-мыследеятельностной методологии Георгием Петровичем Щедровицким.  Но современный "медиа-театр" в школе поможет школьникам и преподавателям использовать аудиовизуальные технологии для создания новой формы проектной и исследовательской деятельности, которая, в свою очередь, обеспечит получение обязательных предметных знаний в интересной, необычной, мотивирующей форме. То есть осуществится призыв великого богослова и педагога Яна Коменского, одним из первых использовавшего метод иллюстрирования и драматизации учебного материала в педагогической практике. Он настаивал, что "в школе все следует преподавать путем исследования причин". Не заучивать готовые знания, а добывать их самим. И "медиа-театр" как исследовательская деятельность может стать одной из таких исследовательских практик.

XXI век внес свои корректировки в культурную и социальную сферы. Текстовая среда, на которой базировалось все образование, заменяется аудиовизуальной. Причем эти изменения происходят сейчас на наших глазах хаотично и стремительно. Они, как  тайфун, сметают на своем пути  все старое, не всегда созидая новое, потому что на каком-то этапе рвется связь преемственности поколений в передаче знаний. Вернее, знания все равно передаются, но часто вопреки существующей традиционной эпистемологической системе. Новые компьютерные технологии меняют мир быстрее, чем мы можем осознать и систематизировать эти изменения, которые происходят не только в общественной сфере, но и в нашем сознании.

Наш новый школьный медиа-театр стал интерактивным. То есть, изображение на сцене не просто фон, на котором происходят события, но полноправный герой, действующее лицо, полноценный партнер участников театральной постановки. Мы наблюдаем на сцене коллективное действие, где одну из главных ролей играет аудиовизуальный ряд, который создали сами школьники. Аудиовизуальные фрагменты или сценки могут играть роль воспоминаний или мыслей, которые рождаются в головах участников в зависимости от тех ситуаций, в которые они попадают на сцене. На экранах, а их обязательно должно быть несколько разных форм и технологий, могут появляться мечты, грезы, страхи и радости, прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, аудиовизуальный ряд "сыграет роль" потока сознания участников.

Вот, например, один из возможных вариантов сценария, который был предложен нашим школьникам. Мы его условно назвали «За день до прощания». Ученики восьмого класса (именно они участвуют в нашем эксперименте) собираются на сцене и начинают репетировать свою постановку Последнего звонка, которая будет их подарком выпускникам. И дальше разыгрывается действие о том, как они в течение года готовили этот подарок, в котором постарались представить себя на месте выпускников. Но им еще учиться три года.  Они могут стать такими, как их старшие товарищи, а могут и не стать. И то, что им кажется важным сейчас, завтра будет никому не нужным. Они пришли на эту последнюю репетицию перед выступлением и обсуждают какие-то рабочие моменты, уроки и происшествия на каникулах, или болтают о новостях, может быть, вспоминают интересную экскурсию. А кто-то рассказывает, кем он собирается стать после школы. Кто-то уже выбрал для себя институт, а кого-то заставляют это сделать родители, а он хочет стать, например, шофером такси… А вот между этим мальчиком и девочкой возникла первая любовь… Как они будут обсуждать это событие? Что им делать, если она поступит в институт, а он пойдет в армию? Здесь будут обсуждаться и проигрываться в сценическом действе и аудиовизуальных роликах поездки ребят по разным городам, походы в театры и музеи, вечеринки, на которых так весело "тусить" и просто смешные моменты из жизни. Может быть, у кого-то кот съел сметану, и мама не смогла испечь вкусный пирог на день рождения... Можно показать этого кота за трапезой… А у кого-то собака прокусила воздушный шарик… А здесь любовь… А помнишь, как ты меня дернул за косичку в первом классе? И зачем тебе идти в армию, ты что, шагать любишь? А я что буду все это время делать?

Разговоры и мысли, которые так или иначе ведутся вокруг Последнего звонка, создают особое аудиовизуальное сценическое действие, основанное на очень личных мини-историях. И все эти истории, как уже произошедшие, так и еще не состоявшиеся, должны происходить на экранах, установленных на сцене. Видеофрагменты, заранее отснятые и смонтированные школьниками во время прошедшего учебного года, станут участниками спектакля. На сцене изображение – полноправный герой действия. Актеры с ним общаются. И в зависимости от этого общения выстраиваются их взаимоотношения.

Вместо Последнего звонка может быть любое другое школьное событие или предмет, который нужно изучить. И здесь "медиа-театр" в качестве реализации проектной деятельности школьников может сыграть неоценимую роль, как мотивация к обучению в школе, как веселая исследовательская игра, где нет двоечников и отличников, а есть соратники-изобретатели. Но главное, как говорил Н.Г. Алексеев в лекциях для учителей: "В проекте должна быть какая-то энергия его создателей. Если ее нет – нет проекта, нет поиска, нет исследования... Одно дело – спроектировать конкретное реальное мероприятие, а другое дело – спроектировать ту систему организации действующих лиц или позиций, которые это мероприятие доводят до нужного совершенства и реализации".

Наш школьный "медиа-театр" уже сделал свои первые шаги. Теперь от энергии его участников будет зависеть успех и польза этого аудиовизуального театрального проекта в образовательной практике.  

Автор: Елена Ермакова, кандидат искусствоведения, доцент факультета "Информационные технологии" Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ).

Тематические сайты: Молодежь, Театр: премьеры, режиссеры, актеры, сцены
Сайты субъектов РФ: Москва

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 156 публикаций
Сайт: mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...